Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребёнка, так и для его родителей. Понимая важность подготовки детей к школе, до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.
Возраст – первое, от чего родители отталкиваются при поступлении ребёнка в начальную школу. Но как понять, во сколько лет ребенок готов к школьному обучению? В шесть, семь или ближе к восьми годам? Гораздо важнее понять, готов ли ребенок к школе, а не его возраст.
Готовность к школе включает несколько компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Готовность к школьному обучению это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?
Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами. От того, насколько сформирована психологическая готовность ребёнка, будет зависеть адаптация к школе и успешность в обучении.
- Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
- Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания. Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.
- Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения, т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
- Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.
- Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель; принимать решения; намечать внутренний план действия и выполнять его; проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия. Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.
Требования к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику.
- Общая эрудиция.
Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.
- Математические знания.
Ребенок должен знать:
- цифры и знаки «+» и «-»;
- смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;
- количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
- знать простейшие геометрические фигуры.
Ребенок должен уметь:
- читать числа до 10;
- считать до 10 (прямой и обратный счет);
- решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- ориентироваться на листе бумаги;
- решать примеры в пределах 10.
- Требования к уровню устной грамотности.
Ребенок должен знать:
- алфавит;
- средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
- ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
Ребенок должен уметь:
- проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
- различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
- выделять ударение в словах;
- устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);
- обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.
- Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):
- ясное произношение всех звуков родного языка;
- умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;
- использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;
- должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;
- должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;
- ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
- уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
- Требования к уровню грамматических навыков:
- развитие мелкой моторики рук;
- умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
- умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.
- Требования к уровню развития мышления и воображения:
- умение выполнять действие классификация; обобщение предметов;
- умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
- умение строить простейшие умозаключения.
- Какие занятия будут полезны для ребенка в период подготовки его к школе?
Любому ребёнку необходимы занятия по развитию мелких мышц руки (моторике), графических умений:
- работа с конструкторами разного типа, мозаикой, шнуровкой и пазлами;
- работа с ножницами, пластилином, с природными материалами, конструирование из бумаги и картона, папье- маше, макраме, оригами, аппликацией, и др. виды ручного труда;
- рисование в альбомах (карандашами, красками).
О достаточном уровне развития моторики руки и графических умений ребенка свидетельствуют следующие умения:
- способность ребенка манипулировать мелкими предметами, выполнять простые графические движения;
- умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, штриховать различными способами;
- умение использовать в работе разные графические материалы (разные виды карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима;
- умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии без ограничительной черты, ровные прямые и наклонные линии, овалы и круги, треугольники и квадраты;
- умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу или словесной инструкции (графические диктанты).
- Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления) обеспечат занятия, на которых ребятам предлагается:
- собирать разрезные картинки;
- собирать картинки из кубиков (сюжетная картинка или геометрические рисунки) и пазлы разной сложности;
- дорисовывать элементы, детали, части фигур, элементы букв и цифр, картинок до заданного образца при наличии или отсутствии визуальной опоры;
- различать направления и выполнять повороты вправо – влево, вверх – вниз;
- различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед – за – около - между);
- находить сходные предметы, буквы, геометрические фигуры и композиции в соответствии с образцом среди ряда схожих (шумовых) изображений;
- классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам;
- срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов;
- копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов;
- находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
- находить определенное количество различий между двумя схожими картинками по образцу и по памяти;
- различать по конфигурации различные фигуры, буквы и цифры;
- моделировать контуры предметов окружающей действительности и букв из счетных палочек, бумаги, природных и искусственных материалов, оригами;
- запоминать 10 не связанных между собой слов при трех-четырех кратном повторении, воспроизводить 6 из них;
- группировать по смыслу слова и запоминать их;
- запоминать стихи из 8-12 строк после нескольких повторений;
- описывать предметы, находить их по заданным признакам;
- определять последовательность событий, явлений, дать понятие времени;
- задавать вопросы, способствующие развитию мышления.
Советы родителям будущих первоклассников:
- Следует рассказать ребенку, что означает "быть школьником" и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах объяснить ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, а не привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.)
- Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
- Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности. При этом реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые действия.
- Очень важно быть предельно внимательным к деятельности ребёнка и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то он делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
- Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность. Например, сказать можно о неверно выполненном задании так:
- Ты хорошо постарался над заданием. Но выполнить его нужно было по-другому (и показать как).
- Очень важно проявлять уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его согласия. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В такой тетради он сможет описывать каждый свой день или хотя бы одно событие. Благодаря этой возможности у ребенка появится опыт размышлений о себе и своей жизни.
- Что понимается под психологической готовностью ребёнка к школьному обучению?
- Из каких компонентов состоит психологическая готовность ребёнка к школьному обучению?
- Что ребёнок должен знать и уметь при поступлении в школу?